Статьи и документы

Изготовление и съемка надписей для фильмов

1. Изготовление заготовок надписей

Заготовка надписей, то есть те оригиналы надписей, которые в дальнейшем будут пересняты на кинопленку, делаются различными способами. Они могут быть нарисованы, вычерчены или написаны от руки, напечатаны типографским способом, составлены из вырезанных букв, из объемных букв, напечатаны на пишущей машинке.
 
Однако не все эти способы изготовления заготовок надписей равноценны. В профессиональной кинематографии заготовки надписей либо рисуют, либо печатают типографским способом.

Применяются также вырезанные буквы. Вырезанными буквами пользоваться очень удобно. Но тут нужно различать два технологических прием вырезывания букв: полностью вырезанные буквы и не полностью вырезанные буквы (рис.1).

Рис. 1. Два вида шрифтов

Не полностью вырезанными буквами пользоваться удобно, так как изготовить их просто. Выбранные шрифты букв должны быть нарисованы и пересняты в нужном формате на репродукционную фотопластинку. По мере надобности делаются отпечатки этих шрифтов (рис. 2) и используют их для изготовления заготовок надписей. Белые буквы на черном фоне нужно выкладывать на черную бумагу, а черные буквы на белом фоне, наоборот, следя за тем, чтобы между бумагой, на которой отпечатаны буквы, и бумагой, являющейся фоном надписи, не было бы заметной разницы.

Рис 2. Комплект шрифта

 

2. Приборы для съемки надписей и процесс съемки их

Съемка надписей на кинопленку может производиться почти любой киносъемочной камерой, но, кроме самой камеры, для этого необходимы некоторые специальные приспособления. В первую очередь необходим прибор для установки аппарата и самой надписи (заготовки надписи). Этот прибор по принципу своего устройства аналогичен обычному репродукционному прибору для фотокамеры. На рис. 3 представлен простейший прибор для съемки надписей горизонтального типа. Прибор вертикального типа удобнее, так как на экране этого прибора, расположенном горизонтально, можно раскладывать, как на столе, любые заготовки надписей, вырезанные буквы и т.п., не прикрепляя их. На горизонтальном приборе, с вертикальным расположением экрана заготовки и вырезанные буквы необходимо укреплять, что представляет известное неудобство.

Рис 3. Горизонтальный прибор для съемки надписей

Вертикальный прибор для съемки надписей может быть легко оборудован на базе репродукционно-увеличительного аппарата, выпускаемого нашей промышленностью. К этому же прибору может быть добавлено устройство для съемки диапозитивов на просвет. При установке аппарата необходимо помнить о параллаксе. Так как съемка надписей производится с очень короткого расстояния, порядка 0,5 метров, то влияние параллакса в этих условиях весьма значительно.

При установке аппарата нужно позаботится также о точном кадрирование изображения без малейших перекосов, так как после съемки изображение на кинопленке не может быть исправлено. Точную установку съемочной кинокамеры на приборе для съемки надписей лучше всего производить путем наводки по изображению непосредственно в кадровом окошке съемочной камеры.

Простые надписи

Технология съемки надписей весьма разнообразна, она с полным правом может быть отнесена к разделу трюковых киносъемок, так как в большинстве случаев надписи не просто переснимаются, но впечатываются в какой-либо фон, наплывают, исчезают, пишутся сами и т.д.

Для разрешения того или иного задания по съемке надписей применяются различные сорта кинопленки. Как и в репродукционной фотографии здесь различают штриховые и полутоновые надписи. Съемка штриховых надписей производится на позитивную кинопленку, потому что только на такой пленке получаются максимально контрастные надписи: белые на совершенно черном фоне или, наоборот, черные на белом фоне. На всех других сортах кинопленки надписи будут получаться серыми. Для достижения максимального контраста проявление позитивной кинопленки с надписями производится в особоконтрастном работающем проявителе, так называемом проявителе для надписей.

При съемке надписей на позитивную кинопленку особенно большое значение имеет правильное экспонирование кинопленки. Как при недодержке, так и при передержке получаются серые, вялые надписи. На панхроматической обратимой кинопленке штриховые надписи получаются плохо. Наоборот, полутоновые надписи или надписи, выкладываемые на полутоновом фоне, должны сниматься на негативные сорта кинопленки или на панхроматическую обратимую кинопленку. При съемке надписей нужно обращать особое внимание на равномерность освещения всего поля заготовки надписи, если не стоит какая-либо особая задача, например, создать тени на надписи.

Надписи на движущемся фоне

Впечатывание надписей в натурные кадры можно осуществить при помощи киносъемочного аппарата путем двойной экспозиции. Для этого необходимо заснять натурную сцену, перемотать в темноте пленки на начало, не проявляя её, снова зарядить пленку в аппарат и произвести вторую экспозицию уже раз экспонированной кинопленки, засняв на этот раз белые надписи на черном фоне. Затем проявить пленку нормальным образом.

Техническое качество такой съемки зависит от правильного определения экспозиции как первой, так и второй съемок. Натурный фон не должен быть передержан, а надпись желательно проэкспонировать так, чтобы буквы получились на негативе максимально плотными. Порядок съемки натуры и надписей не имеет значения; можно сначала заснять надпись, а потом натурный фон, и наоборот.

Можно натурный фон напечатать на копировальном аппарате с позитива и затем непроявленную пленку зарядить в съемочный аппарат и заснять на нее надпись, сделанную белыми буквами на черном фоне. Впечатывание надписей в натурные кадры можно производить на любых сортах кинопленки, в том числе и на панхроматической обратимой кинопленке.

Движущиеся надписи

Движущиеся надписи можно получить, применяя несложные устройства (рис. 4), в виде вращающегося барабана или поворачивающегося экрана. Другой вид движущихся надписей получается методом покадровой съемки (рис. 5). Рассыпные буквы могут двигаться по экрану и составлять нужные надписи. Это обычный прием мультипликационной киносъемки.

Рис 4. Устройства для съемки движущихся надписей

Трюковые надписи из рассыпанных букв целесообразно снимать методом обратной съемки.

Рис 5. Образец съемки движущихся вырезанных букв
 
Самопишущиеся надписи

Большое разнообразие вносят в фильм так называемые самопишущиеся надписи. Съемка самопишущихся надписей или надписей, которые карандаш, перо или кисть как бы пишут на экране, производится следующим образом. На листе бумаги в размер снимаемого кадра красным или голубым карандашом, в зависимости от того, на черной или на белой бумаге делается заготовка надписи, легко намечается контур будущей надписи. Все буквы, составляющие надписи, делятся на 6-8 делений. Этот размеченный цветным карандашом лист заготовки будущей надписи кладут перед съемочным аппаратом на столик съемочного станка в нужно композиционном положении. Съемку такой надписи нужно производить на позитивной кинопленке, которая как известно, совершенно нечувствительна к красному цвету и обладает максимальной чувствительностью к голубому и синему цветам. Поэтому контур и разметка надписи, сделанные красными карандашом на черной бумаге, не будут воспроизведены позитивной кинопленкой так же, как голубые контуры и разметка, сделанные на белой бумаге, обладающей максимальной чувствительностью к голубому, в силу чего голубые контуры сольются с белым фоном.

Установив заготовку надписи перед аппаратом, заряженными позитивной пленкой, приступают к покадровой съемке самопишущейся надписи. Сняв несколько пустых кадров, рисуют краской первую букву надписи от ее первого до второго деления и снимают эту фазу; после этого рисуют букву дальше, от второго до третьего деления, и опять снимают, и так до тех пор, пока вся надпись не будет вырисована и заснята. Просматривая на экране заснятую таким образом надпись мы получим впечатление, что надпись как бы сама пишется на экране.

 

3. Расчет метража надписи

Надпись должна стоять на экране столько времени, сколько необходимо для того, чтобы зрители успели прочесть ее содержание. Из этого основного условия исходят при определении длины кинопленки с надписью. При расчете метража надписи можно руководствоваться таблицей:

В каждом отдельном случае скорость прочтения надписи зависит от вида шрифта, размеров букв, степени пестроты фона надписи и т.д. Если надпись обычная, а не трюковая, то метраж надписи легко определить, измерив по секундомеру время, необходимое для нормального прочтения её. При среднем размере нормального шрифта для надписей требуется от 0,3 до 0,5 метра 16 мм кинопленки на каждую строку надписи.

Кудряшов Н.Н. Как самому снять и показать кинофильм. М. Искусство. 1961 г.