Статьи и документы

О надписях — Виктор Шкловский

Надписи в кинематографии еще не получили должной оценки. Это не необходимо, это необходимый материал работы, от него можно отказаться, как от всякого материала, но для чего?

Надпись изменяет кадр. Надпись указывает способ  смотрения кадра, заново его разгадывает, заново связывает отдельные, далеко стоящие кадры. Надпись в кинематографии часто также важна, как изменение точки съемки аппарата. 

Надпись в «Трусе» Крюзе, знаменитое «Садитесь», связывает далеко стоящие друг от друга положения и с каждым новым положением делает все более комическим это положение. Оно становится каки-то заклинанием, причем зритель сразу возобновляет все бывшие до того положения, которые сопровождались той же надписью. 

Надпись в «Броненосце Потемкине», когда мать несет своего ребенка, «пустите, моему мальчику очень плохо», вводит в патетическую ленту разговорный тон и заново обостряет восприятие механического шага, ничего не слушающих и идущих вперед солдат. 

Плохи только те надписи, которые соответствуют кадру, повторяют его. Плохи кадры, иллюстрирующие надписи и надписи, рассказывающие про кадр. 

Хороши надписи, заново дающие иное сознание кадра. Надписи, поворачивающие кадр. 

Виктор Шкловский. «Моталка». Кинопечать. 1927 год