Статьи и документы

В борьбе за качество сценария — М. Еленевский

Не имея достаточного мастерства, чтобы сделать сценарий динамичным, действенным, авторы сценариев пытаются наполнить или заменить действие НАДПИСЯМИ, очень обильными, длинными и бездарными. 

Вот, например, охотники жарят дичь, достают вино (а может, водку) и пьют. С ними находится некая женщина, «коммунистка, между прочим», которая потом будет свирепо бороться с самогоном, а сейчас она пока говорит охотникам: 

Сценарий скромно умалчивает о том, ЧТО ей отвечали товарищи... 
А дальше вот как «она» орудует с мужиками:

Рассматривает самогонный аппарат: 

Рабочие, судя по надписям, вот какие: — Л. хватает её руки красные, обветренные, целует: 

Потом целует покрепче в глаза, в губы. А «она» ему: 

Стоит ли делать какие-либо выводы из всего сказанного? Стоит ли объяснять «резню» поступающих в Художественный Совет сценариев, причем резню очень снисходительную? Снисходительной она была по вполне объективным причинам, — чтобы крутым поворотом не остановить работы фабрик. 

К концу 1925 года сценарный голод несколько изжит, но не совсем. Некоторые производственные организации создали около себя сценарные объединения их опытных сценаристов, привлекли к работе ряд отдельных писателей, усилили свои литературные отделы и художественные бюро. 

В 1926 году эту работу надо расширить и углубить. Кино сейчас привлекло уже внимание отдельных лучших работников театра, художественной литературы, советской общественности и т. д. 

Нужно идти на фабрики, знакомится с производством, с производственными планами их, с заданиями. Нужно помочь улучшению советской кино-фильмы. 

Фрагмент текста о проблемах с надписями в сценариях из материала «В борьбе за качество сценария» на «Тогда».
Первоисточник: журнал «Советское кино» № 1, 1926 год